Шаровые краны

  • Печать

Шаровой кран - это разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1].

 

Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры [2][3].

 

Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.

 

Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.

 

По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах которые предусматривают частичную разборку/сборку, а так же помещениях в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением, являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т. д.).

 

Устройство

 

Шаровой кран  

На поясняющем рисунке изображены:

  • корпус крана (1);

  • сёдла в виде уплотнительных колец (2);

  • затвор в виде шаровой пробки (3);

  • рукоятка для ручного управления (4);

  • шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).

 

 

Основные типы кранов и типы присоединений

 

 

 

1. Резьбовой, имеет три типа:

 

Наружная резьба – условные обозначения: НР, Ш (штуцер), П (папа);


Внутренняя резьба – условные обозначения: ВР, Г (гайка), М(мама);


Американка – в наименовании так и указано – с американкой.



2. Фланцевые – условное обозначение Ф-Ф



3. Приварной – условное обозначение С-С, или сварка-сварка.

 
Кран шаровой Ф-Ф Кран шаровой Ф-Ф
Кран шаровой сварка-сварка Кран шаровой сварка-сварка
Комбинированный Сварка-Фланец Комбинированный Сварка-Фланец
 

 


Кран шаровой резьбовой

 

ВН-ВН (Г-Г или М-М)

Кран шаровой НР-НР (Ш-Ш или П-П)

Кран шаровой c американкой

ВН-ВН (Г-Г или М-М)

НР-НР (Ш-Ш или П-П)

c американкой

 

 

Резьбовые комбинированные

 

Резьбовые комбинированные шаровые краны

ВН-НР (Г-Ш или П-М)

 

 

По типу регулирующего устройства

Резьбовые комбинированные шаровые краны с рычагом

Резьбовые комбинированные шаровые краны с рычагом

Рычаг

 

 

Резьбовые комбинированные шаровые краны с бабочкой

Резьбовые комбинированные шаровые краны с бабочкой

Бабочка

 

 

 

 

Дополнительно

 

1. Кран муфтовый – значит подключение ВН-ВН

2. Если не указано тип подключения и ручка – тогда кран по умолчанию ВН-ВН рычаг