Шаровой кран - это разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму.
Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры .
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.
По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах которые предусматривают частичную разборку/сборку, а так же помещениях в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением, являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т. д.).
Устройство
|
|
На поясняющем рисунке изображены:
-
корпус крана (1);
-
сёдла в виде уплотнительных колец (2);
-
затвор в виде шаровой пробки (3);
-
рукоятка для ручного управления (4);
-
шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).
|
Основные типы кранов и типы присоединений
1. Резьбовой, имеет три типа:
Наружная резьба – условные обозначения: НР, Ш (штуцер), П (папа);
Внутренняя резьба – условные обозначения: ВР, Г (гайка), М(мама);
Американка – в наименовании так и указано – с американкой.
2. Фланцевые – условное обозначение Ф-Ф
3. Приварной – условное обозначение С-С, или сварка-сварка.
|
|
|
Кран шаровой Ф-Ф |
|
Кран шаровой сварка-сварка |
|
Комбинированный Сварка-Фланец |
|
Кран шаровой резьбовой
|
|
|
ВН-ВН (Г-Г или М-М)
|
НР-НР (Ш-Ш или П-П)
|
c американкой
|
Резьбовые комбинированные
ВН-НР (Г-Ш или П-М)
По типу регулирующего устройства
|
|
Рычаг
|
|
|
|
Бабочка
|
|
Дополнительно
1. Кран муфтовый – значит подключение ВН-ВН
2. Если не указано тип подключения и ручка – тогда кран по умолчанию ВН-ВН рычаг